Филарет. з "Історико-статистичного опису Харківської єпарпхії"

22 березня 2013 - Stanley

                         Ольшаная

 
Поныне еще видны остатки находившейся здесь крепости. Вышина вала, окружавшего цитадель, ныне простирается до 3 саж. Цитадель занимала возвышенное место в Ольшаной, длина ее от востока к западу 180 саж. Четыре выхода из нее защищались столькими же башнями с пушками или по-тогдашнему мищирями; по валу расставлены были кошели из лозы, насыпанные землей, из-за которых стреляли в неприятеля, а кроме того, по валу разбросаны были железные рогатки. Восточная сторона особенно была укреплена, здесь и доселе остались две высокие насыпи, на которых стояли башни. На площади бывшей крепости стоит ныне Покровский храм, а некоторая часть ее застроена домами. Население Ольшаной началось не позже 1650 г*., [*.В царской вводной грамоте 1705г.мая 29 дня:" бил челом В.Г.Харьковскаго полку города Ольшанки Сотник Василий Семёнов Ковалевский:- в прошлых годех, тому лет 50 (след. ок. 1655г.) отец его семён пришёл, в тот город Ольшанку на житьё и по своему черкасскому обыкновенно занял леснаго угодья и сенных покосов от устья речки Песочина вверх по реке Ольшаной по обе   стороны, да с верховья р.Репки вниз до устья по обе ж стороны, да за лесом по обе сторны болшаго Золочевского Шляху пахатная земля; да в тех же урочищах к тому отцовскому заимочному лесу и пахатной земле купил он Василий лесного угодья и выимнил пахатной земли с сенными покосы у Ольшанских жителей" и пр. Межа идёт "от Топчиева баяраку на Курган, на котором стоял столб Богодуховский"],и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. видим в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Здесь был свой сотник и всегда из фамилии Ковалевских, кото­рым предание приписывает и население Ольшаной. Так как все названия местностей Ольшаной те же, что встречаются в Ольшанке Богуславской нынешней Киевской губернии, то более чем вероятно, что первыми поселенцами Ольшаной, образовавшими городок Ольшаной, были вы­ходцы из Богуславской Ольшанки.
Главным храмом городка Ольшаного был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным и только в 1815 г. переименованный в храм Покрова Богородицы. Существовавший невдали от Рождественского храма храм Покровский закрыт был в 1792 г., святыня же его перенесена в Рождественский храм, и прихожане причислены к тому же храму.
Первый соборный храм в Ольшанской крепости основан, без сомнения, в одно время с крепостью. В 1744 г. гг. Ковалевские писали, что священник их «Кондратий Захарьев Беевский посвящен к их соборной церкви Митрополитом Аврамием и служил при оной церкви уже лет с 50»**.[** К сему прошению подписались, кроме обозного Ивана и сотников Павла, Никиты и Ивана Ковалевских, Ковалевсие подпрапорные Осип и Степан и ещё подпрапорный Василий Смородский]. Следовательно, соборный храм, которому служил Беевский, в 1686 г. уже существовал. По указу 1736 г. известно, что в 1725 г. храм Рождества Богородицы сгорел, священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, золочевский Павел и пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, и храм, по-прежнему деревянный, со всей утварью, освящен в 1736 г.
Ныне существующий каменный храм освящен в честь Рождества Богородицы в 1797 г. Строителем его был Иван Яковлевич Ковалевский. Храм сей переименован в Покровский в 1815 г.
В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году.
Стоят внимания: а) плащаница, купленная женой строителя колокольни Трофима Деменка, Агафьею Евстратьевою; она заплачена в 1797 г. 1030 р . ассигнациями; б) книги: Евангелие м. [п.] 1677 г., страстное Евангелие м. [п.] 1745 г.
Об Архангельском храме на месте не знают даже и того, где находился он. Так давно скрылись следы его. По всей вероятности, он был придельным соборного храма и сгорел в 1725 г., а нового уже не строили тогда, как строили соборный в 1736 г. После 1735 г. в Ольшаной уже не видно Архангельского прихода.*** [***По переписи 1724г. в Архангельском приходе видим священника Захарию, а по отзыву прихожан свящ. Захария был посвящён к соб. церкви и служил той же церкви лет 50. След. Архангельский престол стоял в соборн. храме. Надпись на ркп. Евангелии "1709г. ма рта 17 в городе Ольшане староста поповский Архангелский поп Андрей Филипов сию книгу до церкви трёх Святителей на престол далъ, в память"]
Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, построен в 1722 г. Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освященного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский.
 
Архипастырской грамотой 16 мая 1745 г. преподано благословение строить в городке Ольшаном новый храм во имя трех Святителей. И здесь же сказано, что прежний Трехсвяти-тельский храм сгорел в 1743 г., причем, однако ж, иконостас и утварь его были спасены. В переписи 1724 г. Трехсвятительский храм показан приходским, и к нему причислен 101 двор; приходским оказывается он и в последующие годы. Но когда указом 1774 г. запрещено было погребать умерших при храмах приходских, Трехсвятительский храм избран был в кладбищный для всех ольшанцев. Впрочем, это назначение продолжалось недолго.
В 1812 г. построен на место деревянного каменный приходский храм, о построении которого заботился приходский священник Иоанн Крамарев. Тем же священником пожертвован серебряный потир с прибором в 2 фунта.
По делу 1741 г. видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной и что при нем были два священника: Даниил Иванов Склобинский и Григорий Алексеев, а после них сыновья Даниила: Григорий с 1741 г. и Антоний с 1740 г. По преданию, священник Склобинский привел с собой из-за Днепра прихожан.
Местные четыре иконы сего храма заслуживают особенного внимания; они написаны в греческом вкусе и, несмотря на давность, нисколько не потеряли своей живописности. Напрестольный крест искусной рукой вырезан из кипариса и оправлен серебром, с надписью: "дарова иеромонах фотий 1708г."
  древние книги: служебник при архимандрите иосифе тризне. К.П.1653г., евангелие, м.П.,1663г.,другое м.П.1730г.
 Из служителей храмов ольшанских протоиерей стефан григорьевич зашаловский пользовался в своё время большой известностью. Той же соборной церкви рождества богородицы священник иоан фёдорович захарьев известен усердием в куряжской обители* [* Куряж.Запис. 1725 июля 2 и ноября 16, 1727  сент.18 №146.764.171] Протоиерей Василий Белобранский, скончавшийся 1778г.,священствовал более 30 лет. Андрей Чернявский, поступивший священником в 1801г., оставил по себе благодарную память неутомимым усердием к долгу наставника, любовью к бедным и страждущим, он и скончался в трудах по долгу своему, во время посещения страдавших от холеры в 1832году.
   Из прихожан Ольшанских отличались набожностью и умом фамилия Ковалевских. Они были, как уже видели, строителями Ольшанских храмов.**[** В исповедальной книге 1734г. соборной Ольшанской церкви написаны:" №1 Эсаул полковой Иван Ковалевский, жена Наталья, дочери три -Ульяна,Анна,Евдокия; челядников два- Иван и Степан.№2. Сотник Фёдор Ковалевский, жена Зиновия, сынов три-Степан,Иван,Яков,дочерь Анна." Иван и Фёдор были, как сказано, строителями собор.дерев.храмов.
    Вот любопытный универсал о двух Ковалевских:
  "Велик. Государя вашего, Его Царскаго Пресветлаго Величества, полковник Харьковский Григорий Квитка Афанасьев.-Всем старшинам полку моего паном сотником, атаманом и всему старшому и меньшому,а особливо сотне Ольшанской товариству сим ознаменуем, иж спевного и слушного респекту нашего уваживши многие во многих и вольных походах военных по указу Царскаго Величества прислуги отца пана обознаго полку нашего"(т.е.П.Василия),"а до того видючи и- самого его пана Якова как во всяких случаях и потребах воинских исправнаго и способного, так и до уряду годного и разумного, вручаем ему уряд сотничества в гор. Ольшаной, котораго все обще товариство тамошнее и посполитый народ, по вычитании сего нашего указу принявши себе за старшего, всякое ему належное, как старшему своему, мають отдавати послушенство и учтивость, так же и он новоизбранный п.сотник повинен будет у товариства, како старший, доброго чтити, а противнаго и ослушнаго карати. Особливо упоминаем, абы он сотник всякие токмо до уряду своего и как его судити справа знал, а до криминальных касатся не важился, но до суду полкового в Харьковскую отсылал бы ратушу..... Дан в Харькове Ноеврия дня 1718 року"]

 
 

1730

м/ж

1750

м/ж

1770

м/ж

1790

м/ж

1810

м/ж

1830

м/ж

1850

м/ж

Рождества

богородицы

  340/310   370/345   480/360     --------     ---------      ------- --------
Покровский   317/300   360/335   528/409 1587/1623 1544/1702 1532/1690 1472/1565
Воскресенский   260/220   495/470   603/546   670/648   787/766   830/897   767/918
Архангельский   270/250        ---        ---        ---        ---       ----       -----
Трёхсвятительский   280/256   340/310   438/409       ----    502/502   704/785   787/818
Николаевский   300/280    50/330   370/358    497/415    490/504   489/526   420/464
Итого 1777/1616 1919/1790 2419/2191 2741/2696 3333/3474 3555/3898 3311/3450
 
 [По преписи 1744гю в городке Ольшаном при церкви Рожд. Богородицы 109 приходских дворов и первый прихожанин сотник Иван Ковалевский, священник Иоан; при Михайловской 101 двор и во главе "двор пана обознаго Василия Ковалевскаго", священ. Кондрат; при Воскресенской 97 дворов поп Потап; при Трёхсвятительской 101 двор, поп Ефрем; при Николаевской 101 двор, в том числе сельцо Вязовое и сельцо Ярошовка, поп Григорий; при Покровской 98 дворов, в том числе Гуковка, поп Пётр. Всего 607 двор. По переписи 1742г. Ярошовка с 119 д.м. обознаго Василия Ковалевскаго]
 

К Ольшанской Покровской церкви приписан ныне храм Троицкий с. Протопоповки, где значится прихожан-в 1810г. 379 душ муж. 389 жен., в 1830г. 345 муж. 378 жен., в 1850г. 225 муж. 245 жен.душ. Без сомнения и первые поселенцы Двуречного Кута, столь близкого к Ольшаной, были прихожанами одного из Ольшанских храмов. Отдельный храм Рождества Богородицы является в Двуречном Куте при полковнике Шиндловском, около 1690 года*** [*** По Куряжским записям видим: а.) в 1698г."сел. Двуречный Кут", где "подданные Черкасы пана полковника Изюмскаго", а в 1699г "священника Наума Двуречного Кута"; б.)в 1723г. семён Лотоши житель....]
  Метрики и исповедальные росписи Олшанских приходов начинаются: Архангельского и Воскресенского с 1722г., Покровского и Николаевского с 1726 г., Богородицкого с 1730г.
   По бумагам не видно, чтобы Oльшаная много терпела от татар. Раз видим в Чугуевской
переписке, что массы татар прошли мимо Ольшаной Муравским шляхом. Это было в 1680 г. Недальнее расстояние этой дороги кровей от Ольшаной, конечно, часто тревожило ольшанцев при известиях о приближении татар к России. В Чугуевской переписке находим известие, что в 1681 г. ольшанские черкасы были в волнении, и некоторые из них даже удалились за Днепр. Ольшанский приказный Ададуров, донося об этом генералу Косогову, не показывает причины, от чего ольшанцы так встревожились.
Но по царской грамоте, которую мы предложим ниже, видно, что причиной беспокойства были: а) несправедливости со стороны местного русского начальства, б) обольстительные внушения со стороны заднепровского гетмана, поставленного Польшей. По соображению обстоятельств тогдашней Слободской Украйны можем положить, что тяжелые работы по построению Перекопского вала и крепостей Донецких при беспокойствах от татар также тревожили черкасов.
Царская грамота от 25 апреля 1682 г., не вполне сохранившаяся для нас, говорит:
«Жили бы в городех и слободах на прежних своих поселениях не опасаясь ничего, и будучи в тех местах в нынешнее мирное время, строились и всякими заводы заводились и полнились без всякия боязни и ожидали себе нашего Государскаго милостиваго призрения, а ни на какия прелесныя письма и посылки ныне и впредь не склонялись и в заднепрския разоренныя места из нынешних своих поселений не ходили.— А которые казаки, бездомовные люди, живут у старых домовних казаков в захребетники для работы: и они бы полковник и приказные люди тем казакам по томуж заказ учинили крепкой и приказывали с великим подтверждением, чтоб они у тех домовных козаков жили по прежнему; а они бы домовные казаки тех своих захребетников и наймитов в заднепровския места отнюдь не пускали.— Будеже которые из них покинуть домы свои и, из тех городов пойдут в заднепрския места, или захребетников своих в те места отпустят и в дороге, где будут пойманы, из них на то дело пущим заводчикам быть в жестоком наказании, а пожитки их и всякие заводы взяты у них будут безповоротно и проданы в раздачу нашим Государевым ратным людям тем, которые их изымают.— И ониб о том нам В. Г. указ ведали и в домех своих на прежних своих поселениях жили по прежнему, а таковаго разоренья самим себе не чинили. А будет, из которых новопостроенных городов и слобод таких беглецов пойдут которыми местами тайно и до малороссийских городов, и изымать их будет вскоре не мочно: и тыб о том писал к боярину нашему ко кн. Петру Хованскому наскоро, именно на который места бежали такие беглецы, а Харьков. полка по новопостроенной черте во всех местах и заставам для пойма тех беглецов и которые обявятся в пойме, об отсылке к полковнику Григорию Донцу за то для наказания, по прежнему нашему В. Г. указу, каков к тебе послан Июня 28 числа прошлаго 189 (1681) г. Да Харьковскаго полку в городы к приказным людем писал бы с великим подкреплением и с большим страхом жестокаго наказанья, чтобы они тех городов Черкасам и мещанам никаких обид и налог и убытков не чинили отнюдь никоторыми делы, чтоб от того Черкасы и поселяны в заднепрския места не ходили. А буде они воеводы и приказные люди Черкасом учинять какия обиды и тесноту и от того из которых городов Черкасы найдут в заднепровския места за их воевод и приказных людей оплошностию и небреженьем,— и от нас Вел. Государя за то тем приказным людям быть в смертной казни и женам и детям в вечном разореньи безо всякия пощады.— А что у тебя по сему нашему вел. Государя указу ныне и впредь учинится, и том о всем к нам В. Г. писал бы с нарочными посыльщики наскоро, а отписки велел бы подать в Розряд боярину нашему и воеводе кн. Михаилу Юрьевичу Долгорукому с товари­щи, а однолично б тебе о том о всем учинить с большим оберегательством, чтоб Харьковска-го полку прежних жителей из за Днепра приходов от такия прелесныя шатосины укрепить и из стражных их поселений в Заднепровския места не пропустить, а к полковнику Григорию Донцу указ о том послан. Писан на Москве
л. 7190 (1682) Апреля в 26 день».
 
Официальное дело о грабежах запорожцев говорит, что в мае 1715 г. «городка Ольшанаго у полковаго Харьковскаго полку обознаго Василия Ковалевскаго в хуторе его воры запорожцы, увели 24 лошади, из которых каждая, оценена была в 29 р. У Василия Резника угнали лошадь в 15 р. Сльшанскаго жителя жену Катерину, в пасеце ее мучили и пекли огнем».
 
Мы уже видели, что Ольшаный городок не раз страдал от пожара. В 1823 г. истреблено огнем более ста лучших дворов, в 1848 г. новый пожар обратил в пепел до 60 дворов, и многие из хозяев стали бедняками. Холера в Ольшаном открывалась в следующем виде: в 1830 и 1848 гг. в Покровском приходе умерло от нее до 100 человек; в Воскресенском — до 62 человек; в Трехсвятительском — 75, в Николаевском — 13.

 

Подібні матеріали:

АрхітектураМиколаївська церква.

ІсторіяЄвангелісти Миколаївської церкви

ІсторіяВустами кобзаря.

АрхітектураПокровська церква.

ІсторіяЯк вільшанців на іконах намалювали

Коментарі (0)

Коментарі відсутні. Ваш буде першим!

← Назад

Яндекс.Метрика