Ольшана бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего полка лежат примерно в
В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь
Николаевская церковь. Фото С. Таранушенко. примернр 1920 год
Николаевская церковь. Современное состояние.
Несохранившийся Рождественский храм в
По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки. Все постройки данного или близкого типа, большей частью относившейся к Слобожанской архитектурной школе объединяло стремление зодчих максимально увеличить площадь традиционного трехчастного башенного храма, сохранив остроту его силуэта, мужественную суровость граненых объемов, идущую от древних ротонд, традиционную для украинских народных мастеров. Наружные размеры храма в плане были близки Николаевской церкви в Харькове, 25×28 м. Высота центрального верха без креста видимо соответствовала продольному размеру и составляла приблизительно 28 м. Его двухзаломное завершение было приземистым, как в небольших деревянных сельских церквях. Здание стояло на подклете – были ли в нем подвалы или склеп-крипта сведений не сохранилось. С севера и юга к основному объему примыкали глухие каменные притворы, видимо открывавшиеся в центральный объем широкими проемами, что делало Покровскую церковь в Ольшанах похожей по силуэту на кресчатый Воскресенский храм в Седневе
Покровская церковь. фото С. Таранушенко
Как отмечали исследователи еще сто лет назад, декор постройки был близок русским храмам конца XVII ст. Присмотревшись внимательней нетрудно назвать и образец – Воскресенскую церковь в Сумах (для элементов декора нижнего яруса). Размещение кирпичной декорации на фасаде тонко продумано зодчим – многочисленные полуколонки граненных углов и наличников имеют один «калибр» и раскрепованы в венчающем карнизе, они как бы «подтягивают» вверх кряжистый объем храма, подчеркивая его башенность. Наличники окон, высота которых относится к ширине как 3:1, украшены внизу висячими подвесками-серьгами и в первом ярусе размещены вертикальным блоком. Трехъярусный центральный объем казался четырехъярусным – на высоте примерно
Интерьер Покровской церкви. фото С. Таранушенко
Вместе с заложенным в один год с ним Николаевским храмом в Харькове, Покровский храм в Ольшанах стали последними памятниками на Слобожанщине, в которых «Нарышкинский» кирпичный декор петровского времени применен в полном объеме. Дата его постройки свидетельствует о жизненной силе региональных архитектурных традиций, успешно сопротивлявшихся барочным веянием Елизаветинской поры идущим из северных столиц до начала 70-х гг. XVIII ст.
Церковь существовала до начала 30-х годов. В 30-х годах ее начали разбирать на кирпич. Во время немецкой оккупации в 1942 г. церковь была полностью разрушена и из остатков замощена дорога на Богодухов. В послевоенное время и до сегодняшнего дня на месте Ольшанской Покровской церкви – ресторан, а на месте церковной часовни с
Історичний архів → Филарет. з "Історико-статистичного опису Харківської єпарпхії"